Навигация
Популярное
Календарь
Архив
Опрос
Админцентр
Поиск по сайту
Ссылки

Статьи › Устройство и секреты изготовления саксофона

Саксофон легко выделятся среди остальных духовых музыкальных инструментов. По форме он похож на трубку для курения, это делает его элегантно грациозным. Этот инструмент состоит из трех главных составляющих: мундштука с тростью, специальной подмундштучной трубки и корпуса с развитой системой клапанно-рычажного механизма. Конечная часть трубки саксофона имеет форму развернутого вверх раструба.

Можно сказать, что самая важная часть инструмента – это мундштук. Он представляет собой полый цилиндр клювообразной формы, который обычно выточен и отшлифован из каучука, оргстекла, эбонита или специального сплава металлов. Довольно характерный вид ему придает именно срез, сделанный в верхней части инструмента. Он не заменим для исполнителя и является удобной опорой верхним зубам при игре. Под срезом находится прямоугольное отверстие, которое переходит в очень ровную площадку, на ней-то и крепиться трость. Именно мундштук задает качество звука саксофона. Трость здесь играет роль язычка, она возбуждает колебания воздуха внутри трубки инструмента. Эту часть вырезают из ствола зрелого тростника. У трости прямоугольная форма, утончающаяся к верху.

Саксофонисты предпочитают выбирать трость по ее плотности, толщине и блеску верхнего слоя. Тыльная сторона трости имеет плоскую, хорошо отшлифованную поверхность. Значительное влияние на упругость трости оказывают и форма поперечного сечения, и ширина, и толщина и даже форма среза трости, а также зрелость камыша. Чтобы поддержать необходимые условия колебательного процесса трость изготавливается в соответствии с размерами мундштука. Главным условием при работе трости можно считать ее прочную фиксацию на площадке мундштука. Это достигается с помощью специального зажима. В современном мире саксофоны стали более доступны и, чтобы приобрести один из таких инструментов, не обязательно покорять валютный рынок forex и копить целую кучу денег.

Корпус саксофона выглядит как коническая трубка параболической формы. Нижнюю часть инструмента прикрепляют к основной части корпуса при помощи U-образной трубки, сапожка. Верхний конец, подмундштучная трубка, изогнут в сторону противоположную раструбу под углом около 90 град. Именно такое строение корпуса считается правильным для получения максимальной акустики, а также для удобства игры на данном и инструменте.  Параметры трубки саксофона бывают разными, все зависит от размеров конкретного вида инструмента.

Корпус саксофона изготавливают преимущественно из цветного металла, состав данного сплава и его толщина напрямую связаны с тембром звука. Для изготовления трубки используют томпаковую медь или другой специальный сплав металлов. Поверхность корпуса инструмента покрывают серебром или позолотой, иногда просто лаком.

На стенках корпуса высверлено примерно 25-27 звуковых отверстий. Их размеры увеличиваются одновременно с расширением звукового канала саксофона. Эти отверстия связываются с клапанно-рычажной системой, которая позволяет исполнителю варьировать длиной колеблющегося в трубке столба воздуха и извлекать при помощи этого хроматический звукоряд в пределах такого звукового диапазона, который доступен конструкцией данного инструмента.

В первый отрезок звукоряда входят звуки от си-бемоль в малой октаве до до-диез во второй октаве. Звуки, которые лежат выше данного отрезка, можно извлечь методом передувания. Именно для этого инструмент имеет сдвоенный октавный клапан, связанный с двумя регистровыми отверстиями, которые расположены в соответствии с акустическими требованиями на 1/8 (у края верхнего конца основной трубки) и на 1/15 (в середине подмундштучной трубки) длины всего корпуса инструмента.

Механизм сдвоенного октавного клапана хорошо помогает резонирующему столбу воздуха раздробиться, чтобы осуществить передувание звуков в хроматической шкале инструмента на октаву. Для этого регистровые отверстия в корпусе саксофона высверливают точно в том месте, где образовываются узлы стоячей волны. Одно из регистровых отверстий служит для передувания на участке хроматического звукоряда от ноты ре во второй октаве до ноты соль-диез в той же октаве, другое отверстие – от ноты ля во второй октаве вплоть до верхней границы всего звукового диапазона саксофона. Таким образом, регистровые отверстия играют главную роль в расширении хроматического звукоряда инструмента.

Если говорить о принципе изменения высоты звуков, то можно сказать, что это довольно просто. Для этого саксофонист должен нажать или отпустить пальцами клапаны или рычажки, которые соответствуют определенным звукам. При этом необходимо последовательно открывать нужные звуковые отверстия, так получается хроматическая гамма.

С уверенностью можно отметить, что современный саксофон – это инструмент, имеющий очень сложную конструкцию, это то, куда выгодно вложить деньги можно без сомнений. Процесс создания этого инструмента сопровождают люди самых разных специальностей: от инженера-акустика и музыканта-эксперта до простого рабочего в сборочном цеху.

Опубликовал admin, 27.09.10 21:27
Просмотров: 8104 |

Оплаченная реклама: