Навигация
Популярное
Календарь
Архив
Опрос
Админцентр
Поиск по сайту
Ссылки

Статьи о М.Круге › Восхождение из Твери (продолжение 3)

Веню жалко, хорошим он кольщиком был.
Не по воле красючке простили - 
Пулю в ствол ей действительный вор зарядил 
И писал, чтоб ее полюбили. 
"Слышь, с такого начала не делают дел. 
Ты же с виду не катишь по масти! 
Леха-Чих прохоря через край насадил, 
А тебе дырку сделать, как "здрасьте". 
Завтра авторитет просит в гости в Москву: 
Есть дела, да малина подсела. 
С ихней квалификацией только в тюрьму, 
А тверским, мол, не в кипеше дело. 
Надо людям помочь, собрались на гастроль, 
Взяли вместе с мешками карету, 
А делить стали филки - заныла мозоль, 
Я за Веню был с авторитетом. 
"Я всю долю свою оставляю в общак, 
Мне не надо ни много, ни мало. 
Дай красючку свою - попахать с ней ништяк - 
Ту, что Веню в Твери рассчитала". 
Вор достал портсигар, папироски скомкал, 
Он слегка приподнялся с трамвая 
И сквозь зубы с такою тоскою сказал: 
"Забирай. Я тверских уважаю". 
"Как зовут-то тебя?" - я спросил у нее. 
Милка, нежное девичье тело. 
"Разряжайся, сегодня ты будешь мое, 
Чтобы не было здесь беспредела". 
Вор, как видно, ее больше жизни любил, 
Только чувства не выдал, поднялся 
И, не глядя, в нее барабан разрядил, 
Начал что-то толкать, но сдержался. 

А в тверском ГПУ молодой оперок
Шил дела с пролетарским размахом. 
На столе у него я прочел некролог 
И кольнуло в груди под рубахой. 
"Была зверски застрелена бандой в Москве, 
На задании Савина Мила". 
На ментов ведь работала, дым в голове, 
А вора не спалила - любила!" 

Что здесь удивляет, кроме неожиданного финала? Даже не удивляет - потрясает: законы воровские ценились выше золота, выше любви. Жизнь Милы - вообще монета разменная. И вору приходится ее отдать, "чтобы не было здесь беспредела". Тверского Веню-то она завалила. Дела давно минувших дней...

Некий критик написал, будто во всех блатных песнях, в том числе и у Круга, женщина - в лучшем случае, - "красючка центровая", в худшем - "лярва" и "подстилка кабацкая". Наверное, он просто не заметил других представительниц прекрасного пола и судил только по жанровым образчикам, не удосужившись послушать "Я люблю тебя, когда ты далеко" и "Давай поговорим".

"...Давай поговорим, хоть знаем - я и ты, 
Что все слова давно в душе перегорели. 
И в памяти моей так много теплоты, 
Я помню, мы с тобой глаза в глаза глядели. 

Я думал: постарел, все в прошлом и забыто.
Ты веришь - столько лет и каждый раз щемит! 
Вот мы с тобою здесь, а юность наша где-то, 
Так хочется туда - туда, где не болит..." 

Милые женщины... И говорит с ними Михаил так душевно. В песнях. Да вот какое дело: не держались они, до недавнего времени, долго в коллективе "Попутчик", в отличие от музыкантов.

"К сожалению, девочки-подпевочки очень скоро начинают "звездить", требовать к себе особого внимания, видимо, на почве феминизма. Музыканты делают им замечания - они не реагируют. Дисциплина в гастрольном быту начинает разбалтываться. Говоришь девчонке: "В шесть едем ужинать". Ждем 5, 10 минут, а ее все нет. Ну, мы собираемся и уезжаем, оставляя ее голодной - по ее же вине.

Было и откровенное предательство. Катю Шубкину я первый открыл в Твери. Взял в свою группу "Попутчик", вырастил до уровня хорошей бэк-вокалистки. Со мной на сцене Катя стала узнаваемой. А потом взяла и убежала в Москву с намерением сделать сольный проект. Из которого, в итоге, ничего не вышло. С опытом я приобрел осторожность. Только увижу первые признаки "звездной болезни", хоп - завелся червячок! Беру ножичек и аккуратненько так вырезаю гнильцу из яблока - отчисляю из группы. 7 человек таких набралось, включая костюмерш".

Михаил Круг - тиран, деспот, женоненавистник? Это - как посмотреть. Во всяком случае, не третье - это точно. До слабого пола Миша ой как охоч! Один из его бывших директоров в гастрольных байках рассказывал, как они на пару с певцом "выписывали" девочек. Да и сам артист как-то признался в этом в одном из интервью.

Тирания его тоже весьма относительна. Например, Катя Шубкина не только подпевала Кругу фирменные "пам-парам" и "там-тарам", но и пела с ним дуэтом. Теперешняя солистка Света Тернова в перерыве выступает с мини-программой из трех собственных, блюзовой традиции, песен. Стоит упомянуть и "попутчиков"-музыкантов - коллектив, сложившийся еще в 1993 году.

Влад Савосин - мультиинструменталист: духовые, струнные, клавишные - все его. В последнее время замечен с баяном. Баян, вкупе со скрипкой, "ведут" на концертах "живую" мелодическую линию. При таком раскладе клавишный синтезатор используется только как ритмический инструмент - здесь "забиты" партии бас-гитары и ударных.

"Скрипач наш серьезен чересчур на сцене, - говорит Круг. - Правда и не "лажает" никогда. Ругаюсь я, что не танцует, но его не раскачать..." Сам певец раньше тоже стоял у микрофона столбом, а сейчас - умри все живое! - в проигрышах быстрых вещей выделывает коленца а-ля гитарист хард-рокеров "АС/DС" Ангус Янг.

Гитарист и клавишник Николай Чехов - человек заслуженный, ветеран. Его 50-летие было достойно отмечено группой. В застойные годы трудился музыкантом в знойном Ташкенте, городе, где без взятки - шагу не ступить. При Горбачеве отмечен показательным судом над собой-взяточником. Из пустякового дела о пяти рублях законных кабацких чаевых сделали чуть ли не венец борьбы с нетрудовыми доходами.

В группе "Попутчик" действует "сухой закон". Это значит: после концерта выпить может только Михаил Круг, остальные допивают свое дома. Штрафы за кир на музыкальном производстве суровейшие. Освежился в жару бутылкой пива - плати в кассу коллектива 1000 рублей. А уж если водки напился - стоимость бутылки сорокаградусной увеличивается для нарушителя "закона" в 200 раз.

Было время, когда и певец не пил. Потому что еще раньше напивался так, что перед выходом на сцену забывал слова песен, которые пел сотни раз. Со здоровьем начались проблемы: "Три дня на гастролях пьешь - столько же отлеживаешься. Вот и пришлось временно "завязать". Да я и не очень-то любил водку. Просто отказать никому не мог - не хотелось обижать людей. Тем более, что пик моего творчества пришелся на время "братков"".

Но нет худа без добра: стрезва Михаил очень боялся летать на самолетах. А тут в Америку пригласили попеть. Слетал один раз - и фобию как рукой сняло!

***** 
...За альбомом "Жиган-лимон" последовал "Зеленый прокурор", как бы вторая серия той же песни. "Мыло" в "блатняке"? Вспомним, даже Высоцкий не считал зазорным писать песни с продолжением, примерами тому "Певец у микрофона" и "Песня микрофона", "Инструкция перед поездкой за рубеж" и "Случай на таможне". У Высоцкого многосерийность напоминает телесъемку с нескольких камер. У Круга объектив один, но пауза между съемками - годы. Так появилась "Девочка-пай-2", позднее - "Маравихер-2". 

"Что за "Зеленый прокурор"?" - удивлялись слушатели, еще недавно гадавшие над смыслом непонятного сочетания "жиган-лимон" - и разворачивали кассетный "фантик" с "Блатной музыкой-2" на внутренней стороне - новым словариком. "Зеленый прокурор" - побег. Но почему такой навороченный блатной эквивалент?

"А вот почему, - просветил недавно певец Саня Дюмин. - Таежная зона имеется в виду. Сбежал зэк и "медведь ему хозяин, тайга - прокурор". А тайга зимой и летом - зеленая".

Как Михаил пишет свои песни? Как "фишка ляжет". "Милый мой город" появилась за 15 минут. А душераздирающая композиция "Кольщик" (художник по татуировке - М. К.) писалась 3 года. С течением времени темп ее замедлялся - от боевика до баллады. В "Кольщике" Круг не только поет, но и говорит. "Я первым в жанре стал произносить речевые монологи", - ставит он себе в заслугу. Надо признать, "чтение письма" с зоны в коде "Кольщика" многократно усиливает эффект, еще сильней втягивает слушателя в песню.

Третий (в рамках пятилетнего контракта артиста с выпускающей фирмой) альбом "Живая струна" и по имени и по содержанию был прозрачен и чист, как живая струя водицы ключевой. Из рецензии 1997 года: "Во-первых, альбом концертный, что уже хорошо. Действительно, струна оказалась живой: нет на этом альбоме ни нарочитой кабацкой нахрапистости, ни псевдоблатного выпендрежа. Просто здоровые мужики решили попеть каторжанские (причем, не отредактированные) и авторские песни в узкой компании. Во-вторых, альбом акустический: каэспэшную гитару Михаила Круга "поддерживают" такие опытные аккомпаниаторы, как "Братья Жемчужные" - Николай Резанов и Виктор Смирнов (Помните песни Александра Розенбаума, посвященные памяти Аркадия Северного?) - ненавязчивые гитарные соло и мягкий, домашний аккордеон "Братьев". Опять же, ироничный, душевный, но без панибратства и заигрывания с публикой конферанс... Круг здесь - человек, и в "подводках" и в самих композициях рассказывающий свои простые, бытовые, банальные истории, тем не менее превращая каждый номер в литературно-музыкальный спектакль".

Михаил Круг - пожалуй, самый "шлягерный" из всех исполнителей "шансона" 90-х. После "Живой струны", не отозвавшейся немедленным звоном монет - не очень успешной коммерчески, многие думали, что артист выдохся, ушел "не в ту степь", а он взял и выдал альбом "Мадам" с "Владимирским централом" - гитарный "кач" и фирменный мелодический ход в рефрене, который и сделал песню хитом. Музыкальная основа у Круга может быть любой. Причем, чем традиционнее, тем, как правило, "выстреливает" сильнее. Взять "Девочку-пай" - это же вообще вальс! И одна из любимейших народом вещей Михаила. Голос, музыка, яркая мелодия, чередование настроений в рамках одной программы от лирических, грустных песен до веселых сюжетных - вот, как мне кажется, составляющие явления, имя которому Михаил Круг. Вопрос недобора или перебора с жаргоном - такого здесь вообще не стояло.

"Еще когда в России не существовало легального звукозаписывающего бизнеса, я понял, что Круг - ярчайший представитель жанра, раскрутка которого происходит в народе: на вокзалах, в палатках, на пьянках и вечеринках, - говорит Дмитрий Горев - генеральный директор звукозаписывающей фирмы "Классик Компани", в последние годы тесно сотрудничающей с певцом. - В кустарных условиях, на магнитофонах "Яуза" мы переписывали его песни, снабжали кассеты черно-белыми "фантиками" - вкладышами... Писали с явным осознанием: из этого мужика будет толк и ой-ей-ей какой толк!

Из всех представителей жанра Круг мне наиболее импонирует. У него уникальное сочетание голоса, музыки и текста - очень органичное. В каждой песне он находит что-то, колеблющее тонкие струны человеческой души".

Роман Никитин

Материалы, представленные на этой странице, взяты с компакт-диска "Михаил Круг" (mp3 - серия "Русский шансон")
Опубликовал admin, 28.05.10 19:28
Просмотров: 4747 | Комментировать [0]

Оплаченная реклама: